16 сентября состоялась региональная веб-конференция Министерства здравоохранения Ставропольского края «Безопасность пациентов превыше всего», приуроченная ко Всемирному дню безопасности пациентов. Эта дата была учреждена в 2019 году Всемирной ассамблеей здравоохранения для того, чтобы привлечь внимание к обеспечению безопасности пациентов во всех странах, увидеть существующие проблемы в этой сфере и совместно найти пути их решения. В этот День еще раз делают акцент на том, насколько важно взаимодействие пациента и медработника и выстраивание между всеми участниками медицинского процесса партнерских отношений.

Именно об этом говорили специалисты из Москвы, Ставрополя и Тюмени на состоявшейся веб-конференции, которая проводилась при поддержке ФГБУ «Национальный институт качества» Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Территориального органа Росздравнадзора по Ставропольскому краю, ГБУЗ Тюменской области «Областная клиническая больница № 2» и ГБУЗ СК «Ставропольская краевая клиническая специализированная психиатрическая больница № 1». В конференции приняли участие 119 специалистов.

Региональная веб-конференция «Безопасность пациентов превыше всего».

Модератор конференции начальник отдела по осуществлению ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности Министерства здравоохранения Ставропольского края Лариса Подшивалова поприветствовала участников и отметила, что такие встречи позволяют обмениваться опытом коллегам из разных регионов, что, безусловно, улучшает качество оказания медицинской помощи на местах.

С приветственным словом выступил министр здравоохранения Ставропольского края Владимир Колесников. Он подчеркнул, что проведение этого Дня помогает повысить всеобщую осведомленность о безопасности пациентов и поощрить международную солидарность в действиях, как профессионального сообщества, так и самих пациентов и их родственников.

– Безопасность пациентов – это базовый и основополагающий принцип оказания медицинской помощи, – отметил краевой министр. – Пациентоориентированная модель здравоохранения является наиболее эффективной и результативной. Каждый вид, форма и условия оказания медицинской помощи сопровождаются определенными рисками для пациентов. По данным ведущих мировых специалистов из разных стран, при оказании стационарной помощи для каждого десятого пациента существует риск причинения вреда. Вместе с тем, почти половина нежелательных событий, которые могут повлечь причинение вреда здоровью, являются предотвратимыми. Наш ключевой лозунг – «безопасность пациентов превыше всего». И сегодня одним из главных направлений деятельности Министерства здравоохранения Ставропольского края является эффективный контроль за соблюдением прав граждан на доступную, качественную и прежде всего безопасную медицинскую помощь.

Начальник отдела управления качеством и оценки медицинской деятельности ФГБУ «Национальный институт качества» Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Ильдар Минулин выступил с докладом «Обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности: реальность и перспективы». Он отметил, что «медицинская помощь не должна причинять вреда никому и тем не менее, по данным экспертов, сегодня в мире 4 из 10 пациентов сталкиваются с неблагоприятным событием в результате оказания им медицинской помощи и до 80% случаев причинения вреда можно предотвратить».

– Безопасность пациента – отсутствие предотвратимых ошибок в процессе оказания медицинской помощи и снижение риска неблагоприятных событий, связанных с оказанием медицинской помощи до приемлемого минимума.

Начальник отдела управления качеством и оценки медицинской деятельности ФГБУ «Национальный институт качества» Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Ильдар Минулин.

Для достижения этого минимума необходима комплексная работа. По словам спикера, основой управления качеством является стандартизация. Также повышать безопасность пациентов поможет разработка и совершенствование практических рекомендаций для медицинских учреждений. Еще важно избавиться от архаичного подхода к контролю качества, направленного на поиск и наказание виновных, а не на решение системных проблем. Как подчеркнул Ильдар Минулин, важно сформировать культуру безопасности в медицинской организации, которая предполагает сотрудничество между подразделениями для поиска решений и отзывчивость каждого сотрудника. Спикер напомнил участникам встречи, что цель проведения этого дня – повысить информированность о значении безопасности медработников и пациентов, а также признать самоотверженной и напряженной работу медперсонала, особенно в рамках борьбы с коронавирусом.

Руководитель отдела управления качеством медицинской деятельности Ставропольской краевой клинической специализированной психиатрической больницы №1 Татьяна Бурнадз рассказала о видах и направлениях безопасности пациентов. Так, она подчеркнула, что оказание услуг здравоохранения – сложный процесс, чреватый ошибками. Но количество этих ошибок можно сократить, если ввести упрощенные и стандартные процедуры, постоянно обучать медицинских работников, обеспечивать активное участие пациентов в оказании медицинской помощи, подавать уведомления об ошибках и извлекать уроки. Решить проблемы с обеспечением безопасности удастся, если наладить открытый диалог на всех уровнях работы.

 Заместитель руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Ставропольскому краю Марина Лиховидова представила доклад «Создание безопасной среды в здравоохранении – необходимое условие качества оказания медицинской помощи».

– Все мы, как участники системы оказания медицинской помощи, независимо от того, являемся ли мы пациентами или медицинскими работниками, должны нести ответственность за безопасность медицинской среды, тем самым уменьшая количество нежелательных событий и спасая тысячи жизней. Не забывайте, что только вместе мы можем сделать это.   

О безопасном использовании лекарственных препаратов рассказала руководитель службы контроля качества и безопасности медицинской деятельности ГБУЗ Тюменской области «Областная клиническая больница № 2», руководитель проекта по внедрению системы менеджмента качества в пилотные медицинские организации (стационары) Тюменской области Татьяна Пурсанова.

Сегодня медицина получает все новые вызовы, и на них невозможно ответить без повышения качества оказания медицинских услуг и обеспечения безопасности всех участников медицинского процесса. Решению проблем в этой сфере способствует проведение таких веб-конференций, участники которых могут поделиться своими наработками и перенять опыт других регионов. 

 

Иллюстрация к данной публикации взята из общедоступной библиотеки изображений https://www.freepik.com/ и из открытых источников.
Об использовании иллюстраций из библиотеки Freepik подробно можно прочесть здесь