Реабилитационные программы

Рекомендации для родителей детей, страдающих аутизмом и заболеваниями аутистического спектра
(посмотреть/скачать)
Правила нашей работы:
1. Добровольность;
2. Всё, что вы говорите, остаётся в секрете (специалисты могут обсуждать между собой состояние здоровья пациента, но не частные подробности или события его жизни);
3. Результат, отличающийся от никакого, возможен только если вы сами принимаете активное участие в его достижении. У нас нет волшебных таблеток для общения, лекарств от жадности, пилюль для умения решать конфликты и т.д. Заставить вас чего-то хотеть мы тоже не можем;
4. Честность;
5. Вежливость;
6. Мы, специалисты социально-психологической службы, нужны для того, чтобы помочь вам жить в большей гармонии с собой и внешним миром, помочь решить социальные или психологические проблемы, освоить новые способы поведения и реагирования. Мы доброжелательны и дружелюбны. Но мы для вас – не друзья и не служба развлечения. Мы –  работаем.

Нейрокогнитивный тренинг 

Поскольку тренинг является не коррекционным, а поддерживающим и профилактическим, то и упражнения для тренинга выбираются соответственно. В первую очередь они направлены на активацию энергетического блока мозга, на стимуляцию  взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Каждое занятие  начинается с дыхательных и массажных упражнений, растяжек и релаксации. Затем следуют упражнения на активацию внимания, расширение его объёма, способсностей к концентрации и переключению. Следом – упражнения для развития памяти, затем – мышления. Каждое занятие имеет свой акцент: опирается на двигательный компонент психических процессов, на пространственные функции, на зрительное восприятие и так далее. Завершает занятие релаксационное упражнение и обмен впечатлениями.

Цель, задачи: 
– активация психической деятельности;
– улучшение/поддержка продуктивности когнитивных(познавательных) функций: памяти, внимания, мышления, восприятия;
– развитие умения планировать, критически оценивать процесс и результат интеллектуальной деятельности;
– активация взаимодействия пациентов.

Ведущие: двое психологов со специализацией «клинический» или «медицинский психолог».

Время проведения, длительность,  регулярность: 1 раз в неделю в течение часа + индивидуальные домашние задания могут дополнительно занимать несколько часов в неделю. Количество занятий, необходимое каждому пациенту, подбирается индивидуально.

Целевая аудитория, количество человек в группе: пациенты вне острого состояния, без грубых нарушений эмоционально-волевой сферы, без грубых когнитивных нарушений. 

Участники группы – до 15 человек, схожих по степени функциональных нарушений и уровню социальной адаптации.

Психообразовательная группа для пациентов, страдающих шизофренией 

Занятия проводятся по программе, разработанной совместно с норвежскими коллегами и хорошо зарекомендовавшей себя в течение нескольких лет. В ходе занятий у пациентов зачастую возникают вопросы, требующие дополнительного времени. Группа ведется не по принципу лекций, а интерактивно, чтобы быть наиболее информативной и применимой в реальной жизни каждого участника группы.

Темы:
1) знакомство, цели и задачи группы, нормы и патология;
2) причины, течение, прогноз психических расстройств;
3) расстройства настроения: мания и депрессия;
4) бред и галлюцинации, продуктивные симптомы;
5) расстройства мышления;
6) фармакотерапия;
7) немедикаментозные формы помощи при психических расстройствах;
8) неправильное поведение, связанное с болезнью, тревожные симптомы, составление кризисного плана;
9) стигма, мифы о шизофрении;
10) правовые вопросы;
11) подведение итогов.

Цель, задачи:
– предоставление информации о психическом заболевании;
– стимуляция активной позиции в преодолении психического заболевания и его последствий, формирование ответственности за социальное поведение, выработка адекватной стратегии в совладании с болезнью, повышение социальной компетентности пациента.

Ведущие: двое психологов со специализацией «клинический» или «медицинский психолог». На отдельные занятия приглашаются специалист по социальной работе и врач-психиатр.

Время проведения, длительность,  регулярность: 2 раза в неделю в течение часа. Всего 11 занятий по программе. Возможно проведение нескольких дополнительных занятий по запросу группы.

Целевая аудитория, количество человек в группе: пациенты вне острого состояния, без грубых нарушений эмоционально-волевой сферы, без грубых когнитивных нарушений. Участники группы – 8-10 человек, схожих по степени функциональных нарушений и уровню социальной адаптации.

Коммуникативная группа 

Занятия состоят из разминочных активационных упражнений, постановки темы и проблемы занятия, небольшого посвящённого им теоретического блока. Далее участникам группы предлагаются практические упражнения, направленные на столкновение и преодоление поставленной проблемы. Затем впечатления и мысли участников группы обсуждаются в кругу, подводятся итоги.
Цель, задачи:  
– теоретическое и практическое овладение некоторыми навыками общения (противостояние манипуляции, умение сказать нет, реагирование на критику и так далее);
– получение ответов на лично значимые вопросы, касающиеся общения как коммуникации, взаимодействия и социального поведения, так или иначе оцениваемого со стороны;
– развитие умения понимать других людей;
– развитие самооценки.
Ведущие: двое психологов со специализацией «клинический» или «медицинский психолог».
Время проведения, длительность,  регулярность: 1 раз в неделю в течение часа. Количество занятий, необходимое каждому пациенту, подбирается индивидуально.
Целевая аудитория, количество человек в группе: пациенты вне острого состояния, без грубых нарушений эмоционально-волевой сферы, без грубых когнитивных нарушений. Участники группы – до 15 человек, схожих по степени функциональных нарушений и уровню социальной адаптации.

Сказкотерапия 

Сказкотерапия – это один из древних способов поддержки человека с помощью слова, и способы работы самые разные – от прочтения и обсуждения литературных текстов с психотерапевтическим эффектом до самостоятельного творческого создания историй. Порой к этому присоединяются небольшие театральные постановки, ролевые игры и использование различных изобразительных средств. Конкретные упражнения для занятий подбираются исходя из запроса группы.
Цель, задачи:  
– поиск и активация внутренних адаптивных ресурсов, развитие творческого потенциала и воображения, улучшение настроения;
– развитие понимания причинно-следственных связей событий;
– познание различных стилей мироощущения;
– поиск решений волнующих задач с опорой на опыт поколений, переданный в литературе.
Ведущий: психолог со специализацией «клинический» или «медицинский психолог».
Время проведения, длительность,  регулярность: 1 раз в неделю в течение часа. Количество занятий, необходимое каждому пациенту, подбирается индивидуально.
Целевая аудитория, количество человек в группе: пациенты вне острого состояния, без грубых нарушений эмоционально-волевой сферы, без грубых когнитивных нарушений. Участники группы – до 15 человек, схожих по степени функциональных нарушений и уровню социальной адаптации.

Ароматерапия 

Занятия проходят с использованием техник нервно-мышечной релаксации, визуализации, сказкотерапии. Участники самостоятельно выбирают ароматические масла.
Цель, задачи:  
– релаксация;
– развитие саморегуляции;
– улучшение настроения.
Ведущий: психолог со специализацией «клинический» или «медицинский психолог».
Время проведения, длительность,  регулярность: 2 раза в неделю в течение часа. Количество занятий, необходимое каждому пациенту, подбирается индивидуально.
Целевая аудитория, количество человек в группе: пациенты вне острого состояния, без грубых нарушений эмоционально-волевой сферы, без грубых когнитивных нарушений. Участники группы – до 15 человек.

Арт-студия 

Творчество является одним из самых мощных реабилитационных ресурсов и имеет многоуровневые смыслы. К примеру, рисование может быть  простой отработкой технических навыков рисования, а может и иметь психологический смысл. Оно может быть нацелено на результат, а может быть – на процесс, поэтому рисованием может заниматься практически каждый, кто имеет к этому хоть малейший интерес. Выполняются различные аппликации, коллажи, изготовляются поделки из фетра, бусин и прочих подручных материалов, собираются цветы из заготовок. Сочиняются стихи, поются песни под гитару.
Цель, задачи: 
– активизация реабилитационного потенциала, развитие взаимодействия пациентов с другими членами группы;
– формирование пространства для выражения, структурирования и осознания собственных переживаний пациента;
– развитие навыков адаптивного эмоционального отреагирования;
– развитие воображения и способность абстрактно мыслить в безопасной и творческой атмосфере.
Ведущие: психолог, социальный работник.
Время проведения, длительность,  регулярность: 1 раз в неделю в течение 3 часов. Количество занятий, необходимое каждому пациенту, подбирается индивидуально.
Целевая аудитория, количество человек в группе: пациенты вне острого состояния.Количество человек в группе не ограничено.

Тренинг по трудоустройству 

Структура группового занятия включает в себя теоретический и практический блоки. В ходе последнего проводятся ролевые игры, моделирующие ситуации трудоустройства на всех его этапах.
Цель, задачи:
– помощь в адекватном выборе места работы;
– отработка различных способов самопредъявления (составление резюме и т.д. );
– развитие навыков адекватного поведения в процессе трудоустройства, информирование об этапах трудоустройства.
Ведущий: специалист по социальной работе и социальный работник.
Время проведения, длительность,  регулярность: 1 раз в неделю в течение часа. Количество занятий – 8.
Целевая аудитория, количество человек в группе: пациенты вне острого состояния, без грубого нарушения когнитивных функций,  без потери трудоспособности. Количество человек в группе: 8-10, группа закрытая. В группу включаются пациенты, схожие по степени функциональных нарушений и уровню социальной адаптации.

Модуль независимого проживания и тренинг социальных навыков

Группа ведётся интерактивно, обсуждаются и проигрываются в ролевых играх простые социальные навыки, проблемные моменты взаимоотношений и правила поведения.  Участие в программе позволяет достичь более успешной ориентации в некоторых житейских ситуациях, разрешать несложные бытовые проблемы и разногласия.
Цель, задачи:
– более полное социальное восстановление: выработка адекватных форм поведения (развитие поведенческих социальных навыков);
– восстановление утраченных или приобретение новых несложных бытовых навыков самообслуживания;
– усвоение и закрепление навыков общения и самопрезентации, достижение более ответственного социального поведения.
Ведущие: специалист по социальной работе и социальный работник.
Время проведения, длительность,  регулярность: 1 раз в неделю в течение часа. Количество занятий, необходимое каждому пациенту, подбирается индивидуально.
Целевая аудитория, количество человек в группе: пациенты вне острого состояния со значительными нарушениями социальной адаптации. Участники группы – до 15 человек, схожих по степени функциональных нарушений и уровню социальной адаптации.

Спортивная реабилитация лиц с ограниченными возможностями 

Занятия спортом и физической культурой носит спортивно-оздоровительный характер, направленный на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде лиц с ограниченными возможностями, преодолению психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни.

В реабилитации лиц с психическими расстройствами, занятия физической культурой и спортом реализуют следующие цели:

  • Укрепление физического здоровья и улучшение психического состояния;
  • Адаптация к микросреде и макросреде;
  • Восстановление волевых ресурсов личности;
  • Расширение круга общенияРеабилитационный процесс  при помощи спортивных мероприятий начинается во время пребывания  пациентов в отделениях больницы и продолжается после их выписки, на этапе поддерживающей терапии в амбулаторных условиях или дневных стационарах.Осуществляется в три этапа.

I этап – физкультурные минутки, утренние зарядки, самостоятельные занятия на тренажерах, игры в настольный теннис, занятия йогой в  отделениях.

II  этап – участие в спортивных мероприятиях больницы – «Спартакиада среди непрофессиональных спортсменов»

III  этап – занятия спортом за пределами больницы – Специальная Олимпиада России и

Центр Адаптивной Физической культуры и Спорта (ЦАФКС), где занятия проходят в оборудованных спортивных залах под руководством профессиональных инструкторов и тренеров.

На всех этапах реализации программы осуществляется социально-психологическая поддержка специалистами социально-психологической службы Медико-реабилитационного отделения в условиях дневного стационара в форме:

1. Предоставления информации о графике мероприятий;
2. Содействия в оформлении документов необходимых для занятий в ЦАФКС;
3. Сопровождения и адаптации пациентов на спортивных занятиях.

На сегодняшний день достигнуты следующие результаты:
1. Активно развивается сотрудничество между ГБУЗ СК «СККПБ № 1»  и спортивными учреждениями по совместной программе адаптация инвалидов посредством спортивных мероприятий.
2. Происходит адаптация и интеграция в инвалидов с психическими
расстройствами в общество.
3. У лиц с психическими расстройствами снизилось ощущение  изолированности,  расширился круг общения, повышается самоуважение и уверенность в себе, развивается интерес и желание к активному образу жизни.
4. Постепенно происходит разрушение привычных стереотипов о лицах с психическими расстройствами.