Смартфоны прочно вошли в нашу жизнь и стали ее неотъемлемой частью. Они облегчают выполнение многих задач, дают возможность общаться без ограничений, учиться, открывать мир, но и одновременно вызывают опасную зависимость. Как и почему использование гаджетов взрослым, а тем более детям нужно ограничивать? Как длительное нахождение в смартфонах может влиять на ментальное здоровье?

Как и почему формируется зависимость?

В социальных сетях человека привлекает лёгкий развлекательный контент, осмысление которого не требует работы мозга. Иногда, это необходимо после напряжённого дня, чтобы переключиться и отвлечься от решения текущих проблем. Но с другой стороны, такого рода информация формирует зависимость и отрицательно влияет на течение мыслительных процессов, на их результативность и глубину.

Потребитель развлекательного контента видит яркие эмоциональные картинки и видео, просмотр которых не требует умственных усилий. Активное использование социальных сетей даёт ложное ощущение внутренней свободы и собственной значимости, общественное одобрение, когда каждое размещенное видео или фото собирает лайки.

Родители также могут провоцировать развитие зависимости от гаджетов у ребенка уже в раннем возрасте. Это происходит тогда, когда они во время еды ставят перед ним смартфон с мультиками. Ребенок ест, смотрит видео и не общается с мамой и папой.

Результат такого действия – формирование модели поведения «еда со смартфоном». Это чревато тем, что без гаджетов ребёнок не научится сосредотачиваться на процессе питания. В дальнейшем у него могут возникнуть проблемы с усидчивостью, ему будет трудно читать и делать, не отвлекаясь, трудно будет довести дело до конца и развлекаться без смартфона.

Чем опасна зависимость от гаджетов?

Важно, чтобы во время уроков в школе и дома, рядом с ребенком не было гаджетов. Нужно сконцентрироваться на задании, прочитать, пересказать, решить, понять, но рядом лежащий гаджет не дает это сделать. Внимание постоянно переключается на него: хочется заглянуть и проверить, что там интересного.

Чтобы «на полную» запустить мыслительный процесс, сосредоточиться и осознать информацию, мозгу нужно 9-15 минут. Если отвлечься в этот момент, мыслительный процесс начнётся заново, и понадобится больше времени на обработку информации и поиск решения. Гаджет постоянно переключает внимание. Мозг не успевает усваивать информацию, его процесс прерывается и переключается на другое. В таких условиях трудно читать и учиться.

При постоянном просмотре развлекательного, лёгкого контента в социальных сетях у взрослого человека снижается качество мышления, а у ребёнка оно не может сформироваться. Вот почему ребенок, отвлекаясь на гаджеты, будет плохо усваивать даже самую качественную школьную программу с хорошими преподавателями и множеством часов.

Что делать?

Ограничить время использования смартфонов. Гаджет должен помогать, но не воровать время. Для этого взрослым необходимо самим выработать привычку не отвлекаться на телефон во время чтения и мыслительной деятельности. Важно, чтобы и у ребёнка, который делает уроки, не было гаджетов в поле зрения. Вместо социальных сетей тратьте время на чтение. Старайтесь читать каждый день и пересказывать прочитанное. Это тренирует мозг и является профилактикой деменции.

Для сохранения ментального здоровья важно вести здоровый образ жизни, способствующий укреплению иммунитета и снижающий риск развития заболеваний. ЗОЖ предполагает разумное использование гаджетов, отказ от табака и алкоголя, здоровое питание, регулярная физическая активность.

Читайте наши статьи

Иллюстрация к данной публикации взята из общедоступной библиотеки изображений https://www.freepik.com/  и из открытых источников.
Об использовании иллюстраций из библиотеки Freepik подробно можно прочесть здесь